Сказки для здоровья

Сказки для здоровья

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами и бегут к взрослым, но порой, способы, которые предлагаем мы, для них не годятся. И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Сказкотерапия - очень древний методом воспитания! Испокон веков опыт человечества накапливался в сказках и передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Сегодня, как и много веков назад, под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, причём, дошкольного возраста. Это совсем не так! Предметом сказкотерапиии является процесс воспитания «внутреннего ребёнка», развития души человека в любом возрасте, но начинать, конечно, лучше с самого детства. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, медитативные и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать со взрослыми. Это может быть рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок. В нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте малыши часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя манеру поведения. Начиная с 5 лет, детям становятся ближе человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты и пр. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, доступный для осмысления. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают. 1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной незначимости, попытка таким способом доказать обратное. 3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. О пользе сказкотерапии можно говорить много, но лучше слов из самой сказки не подобрать: Сказка – ложь, да в ней – намек. Добрым молодцам – урок!