Почему многие мамы опасаются заходить в отдел игрушек

 

Почему многие мамы опасаются заходить в отдел игрушек с детьми-дошкольниками, зная, что у малыша разбегутся глаза и дело обязательно кончится слезами?

Почему на наше предложение ребенку самому выбрать покупку – конструктор или какого-либо монстра – современный малыш выбирает второе?

 

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек...


Позволю себе небольшое личное отступление. Не так давно из чисто профессионального любопытства проводила опрос дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, просила ответить на два альтернативных вопроса: «Какая твоя самая любимая игрушка?» и «Если бы ты пришел в магазин игрушек и мама предложила тебе выбрать любую, какую ты хочешь, какую бы игрушку ты выбрал?». Ответы детей поначалу привели в замешательство и вынудили поблуждать в интернет-сети в поисках ответа на загадочные слова «Бакуган», «Вингс» и прочие подобные названия (современным мамам эти слова, наверное, уже хорошо знакомы). Более-менее разобравшись, кто есть кто, стало интересно, а как же этими игрушками можно играть.


На одном из занятий попросила пятилетнего мальчугана продемонстрировать, как он играет этими игрушками (стоит заметить, что он неизменно ходил на занятия с пакетом, в котором была целая коллекция всевозможных монстров, роботов, трансформеров с торчащими во все стороны клешнями и чем-то подобным). Скажу только одно: жалко, что формат статьи не позволяет продемонстрировать видеофрагменты пятиминутной игры ребенка.. Жуткие удары одной игрушки о другую, разлетающиеся во все стороны «руки» и «ноги» - все, к чему сводилась игра.


Как могло произойти так, что на фоне огромного количества полезной, развивающей отечественной игрушки (либо игрушек известных зарубежных производителей, ставящих во главу угла в первую очередь нравственное, интеллектуальное и физическое здоровье ребенка, уделяющих огромное внимание экспертизе) наши дети стали отдавать предпочтение «антиигрушке»?


Виноваты, прежде всего, мы, взрослые, позволяя детям бесконтрольно смотреть низкопробные мультфильмы и телепередачи, ведь персонажи «антиигровой» среды теперь в большей мере - выходцы с экранов телевизора. Экран стал существенным средовым фактором для ребенка, который, по некоторым данным, намного больше времени проводит за ним и компьютером, чем в общении со взрослым. Вместо лиц дети видят экраны. Он и становится для ребенка основным проводником в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру.


Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка, в первую очередь, с помощью мультипликационных фильмов и компьютерных игр (конечно, будем справедливыми - и у автора статьи есть полюбившиеся западные по-настоящему добрые, умные мультфильмы, заставляющие развиваться силу сердца и души, однако...). Активно воздействуя на воображение ребенка, они прививают ему новые установки и модели поведения. Еще в 70-е гг. XX века известный американский психолог А.Бандура в своей работе «Теория социального научения» обозначил основные принципы социального научения путем подражания кино- и телемоделям. Бандура говорил, что одна телевизионная модель может стать предметом для подражания для миллионов людей! В соответствии с законами восприятия художественного произведения ребенок идентифицирует себя с его героями, а идентифицируя себя с существом, которое успешно уничтожает других существ, он постепенно усваивает агрессивные модели поведения, его внутреннее самоощущение начинает соотноситься с выражением их лиц, и малыш начинает вести себя соответствующим образом. Невозможно перенять злобную мимику и остаться в душе добряком.


А ведь игрушка - это специфическое средство массовой информации, поскольку в ней зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета - для взрослого. Немецкий философ и психолог Эрих Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя. Задумайтесь, какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего вампирами и монстрами?

Смещение нравственных понятий и устоев происходит настолько незаметно, что многие даже не замечают перемен. Это напоминает историю о том, как живых лягушек сварили в кипятке, а они даже не сопротивлялись. Если лягушку бросить в котел с кипятком, она тут же выпрыгнет. Но эти лягушки не выпрыгивали. Они не оказывали никакого сопротивления. Почему? Потому что их посадили в котел, когда вода в нем была чуть теплой. Потом постепенно котел нагревали. Вода становилась все теплее... еще теплее... стала горячей... закипела. Изменение было столько постепенным, что лягушки успевали привыкнуть к меняющейся среде, пока не стало слишком поздно. Это процесс постепенной десенсибилизации. Думаю, это отличный пример того, как средства массовой культуры изменяют наши морально-этическое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.


Кто-то скажет: невозможно в наше время уберечь ребенка от этой информации, если не дома у телевизора, то уж в садике или в школе он все равно в этим столкнется. Осмелюсь поспорить - к счастью, есть и сейчас такие семьи, где родители внимательно следят, в какой информационной среде развивается их ребенок и уделяют внимание не только отбору содержания просматриваемых телевизионных передач, но и огромное количество личного времени проводят рядом с ребенком, играя, общаясь и мягко направляя его развитие. Стремясь оградить ребенка от дурных влияний, родители порой совсем отказываются от телевизора и тщательно выбирают полезные игрушки. По личным наблюдениям, у таких детей к 6-7 годам вырабатывается какой-то стойкий иммунитет к воздействию негативной информации агрессивного содержания, как и равнодушие к подобным персонажам игровой индустрии. Такой ребенок воспринимает мир так, как и должен его воспринимать: страшное его пугает, а не притягивает, безобразное - отталкивает.

Что можно сделать сейчас?

Это скорее к нам, психологам и педагогам. Отчасти сложившаяся ситуация базируется на незнании родителями элементарных основ детского развития. В вопросе выбора игрушки взрослый полагается на яркие рекламные лозунги производителей. Наша задача - помочь родителям научиться выбирать полезные игрушки, ориентируясь на несложные правила.


Итак, игрушки:
1) не должны провоцировать ребенка на агрессивные действия;
2) не должны вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстники и взрослые);
3) не должны вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
4) не должны провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.


Требования 1 уровня, обязательные для предприятий и торговых организаций - разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям этого уровня. Отрадно, что вопросы качества игрушки ежегодно обсуждаются на конгрессах и выставках крупных производителей детских товаров. Понимая значимость психолого-педагогической экспертизы, неравнодушные педагоги, ученые, методисты, представители издательств, а также производители, связанные с разработкой, производством, распространением игр и игрушек, обладающие опытом и квалификацией, становятся основателями добровольных общественных организаций по экспертизе.

Но, наверное, этого уже недостаточно.
Это именно тот случай, когда жесткая психологическая экспертиза игрушек, развивающей продукции для детей на государственном уровне спасла бы сложившуюся ситуацию на современном рынке игрушек. Поставки игрушек - одного из главных воспитательных инструментов, нужно поставить на жесткий государственный контроль, а значит, требуется законодательная база для ограничения доступа к детям «антиигрушек». Необходимо требовать от государства введения цензуры на кино- и телепродукцию, возобновить экспертизу изготовляемых и поставляемых игрушек. В телевизионных проектах для детей должен быть психологический контроль. А это значит, что специалисты по детскому развитию должны присутствовать на всех этапах телевизионного производства.


Дорогие родители, проанализируйте, что смотрит по телевизору ваш ребенок, не переносит ли он в свою игру увиденные по телевидению сцены жестокости и агрессии. Прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествляет себя ваш сын или дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.

 Автор: Марова Елена Борисовна, психолог