Приучаем к горшку

Нормальное развитие детей раннего возраста, в значительной степени определяется правильным уходом.

Процесс приучения к горшку - важный этап в развитии ребенка.

Методы раннего приучения к горшку неправильны, если не учитывают степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервации мочевого пузыря и кишечника), ребенок не способен понять полученную команду. Могут возникать негативные реакции (если обучение построено на давлении со стороны родителей) и различные дисфункции, что может привести к запорам, недержанию мочи и кала, невротическим реакциям (логоневроз, тики). С возрастом это может перейти в стойкий энурез, энкопрез.

Необходимо, чтобы приобретаемое в процессе приучения к горшку умение, было осознанным навыком, а не условным рефлексом. Здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости от 18 до 24 месяцев. Активное приучение здоровых детей обоего пола к горшку надо начинать с 18 месяцев. В начале обучения родители объясняют ребенку, а, возможно, даже показывают, что нужно делать. Степень зрелости ребенка можно определить по следующим признакам:

  • ребенок понимает простые команды и указания и может их выполнить;
  • у ребенка имеется фразовая речь (не менее 2 слов);
  • ребенок способен брать предметы и класть их в предназначенные места.

К основным признакам, свидетельствующим о контроле над кишечником и мочевым пузырем, относятся следующие:
- акты дефекации происходят регулярно и по предсказуемому графику;
- ночью дефекация не отмечается;
- ребенок остается сухим во время прогулки, после сна или не менее 2 часов подряд;
- ребенок понимает, что с ним происходит, о чем свидетельствует выражение его лица, кряхтение или приседание при мочеиспускании или дефекации;
- ребенок должен уметь забираться на невысокую поверхность, снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить в туалет.

Эмоциональная готовность ребенка к приучению к горшку проявляется различными способами. Ребенок должен обладать следующими умениями:
- демонстрировать, когда подгузник стал мокрым, а также просить сменить его;
- стремиться радовать родителей, выполняя простые указания;
- выказать желание воспользоваться горшком;
- хотеть быть чистым и опрятным;
- проявлять интерес, когда другие члены семьи пользуются туалетом, а также копировать их поведение.

Итак, важен момент подготовки родителей, выявление признаков готовности ребенка, знакомство ребенка с горшком (объяснить, для чего предназначается горшок, окружить горшок любимыми книжками и игрушками), позитивный настрой во время обучения.

Следует высаживать ребенка на горшок ежедневно на короткое время, сначала в одежде, потом без подгузников. Когда ребенок почувствует, что ему это удобно, он начнет пользоваться горшком после того, как его подгузник станет мокрым или грязным. Необходимо постоянное одобрение поведения ребенка и похвала. Такая тактика укрепляет у ребенка чувство гордости и уверенности в себе на всех этапах приучения к горшку.